День Косоворотки



День Косоворотки
День Косоворотки: День апостолов Петра и Павла, день начала на Руси сезона сенокоса


12 июля

Косоворотка: один из главных символов национальной самоидентификации русского народа;
Косоворотка: уникальное явление русской культуры. Она есть только в России;
Косоворотка: символ мужского благородства и красоты;
Косоворотка: обладает большим утилитарным потенциалом. От высокой моды до повседневной одежды, а ее адресная аудитория – безгранична!

Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя ВладимироСуздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток. «Первым великороссом Руси» именовал великого князя В.О. Ключевский. Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время (XVII—XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой. Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства.

С крестьянством связана красивая и символическая семейная традиция дарения родителями новой косоворотки взрослому сыну на начало сенокоса. Традиционно, это случалось 12 июля (29 июня по старому стилю) в День апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивался Петров пост, в деревнях и селах их жители готовились к сенокосу. Сенокос длился обычно две-три недели и считался в русской деревне трудной, но праздничной порой: и женщины, и мужчины одевали на сенокос праздничную одежду, после работы устраивались хороводы, игры и пляски. Издавна в этот день – 12 июля — родители одаривали своего взрослого сына новой косовороткой, в которой он выходил в мiр полноценным взрослым тружеником. Установление праздника «День косоворотки» призвано возродить в российском обществе в целом и каждой российской семье, в особенности, традицию ношения косоворотки как элемента национального костюма русского народа, а также его дарения родителями своим сыновьям с пожеланиями быть настоящими тружениками России.

Празднование Дня косоворотки предлагается проводить ежегодно, 12-го июля. Это день апостолов Петра и Павла и начала сенокоса, в который у русского крестьянства было принято дарить взрослым сыновьям новые косоворотки, которые одевались именно в сенокосную пору.

Празднование Дня косоворотки призвано знаменовать начало новой государственной политики по укреплению патриотических начал воспитания русского народа как государственно образующего народа России в союзе и братстве со всеми коренными народами нашего Отечества.

Стихи и проза о Русской косоворотке


«Вчера я – чтобы петь в народном хоре –
Рубаху нашу русскую надел,
Испытанную в радости и в горе,
И лет на десять враз помолодел!»
ВАЛЕРИЙ МУХИН


«О русская косоворотка,
рубаха питерской среды,
ты пахнешь песнею и сходкой,
ты знаешь пляску и труды!
Ты храбро шла путем богатым —
через крамольные кружки,
через трактиры и трактаты,
и самодельные гранаты,
и сквозь конвойные штыки.»
Я.В. СМЕЛЯКОВ


«Старая косоворотка,
Мой оберег, талисман,
Зло отведёшь. Знаю чётко.
И не пропустишь обман.»
СВЕТЛАНА ЮЛИНА


«– Скажи мне, милый человек,
Кузьмич крутил свою «цигарку.»
– Косоворотку в прошлый век
Носил я (сплюнул для порядку).
– Не я один. У всех была.
Застежка ворота здесь, с боку.
Суровый холст. Он был из льна.
Износа не было и сроку.»
НИКОЛАЙ ЦВЕТКОВ



«Когда Клычков шел по улице, на нем нельзя было не остановить взгляда. Он весь был особенный, весь
самобытный. Только ему могла идти его «летняя форма одежды»: выглядывавшая из-под пиджака, обычно синяя
косоворотка и шляпа, из-под которой выбивались черные вьющиеся волосы. Шляпа и косоворотка не создавали
кричащего разнобоя. У Клычкова это воспринималось именно как сочетание, хотя и несколько странное. Глаз
привыкал к нему не сразу, но, привыкнув, уже не мог представить себе Клычкова одетым на какой-то один
покрой.»
Отрывок из книги Любимова Н.М. «Неувядаемый цвет».


«– Ах, боже мой! – воскликнула Ксения Капитоновна и всплеснула руками. – Ты вечно язвишь, а я тебе дело
говорю. Ты посмотри, в чем ходят сегодня люди! Вспомни наконец: Киров носил косоворотку, Бухарин носит
косоворотку, даже твой обожаемый Орджоникидзе носит все ту же русскую косоворотку…»
Отрывок из книги Мануйлова В. «Жернова»

праздники России Смотреть другие праздники России