День смеха (День дурака)
...не обходится без смеха, розыгрышей и подшучиваний.
|
1 апреля В Молдавии 1 апреля не является официальным праздником. Возможно, этот день не был официально отмечен государственными структурами, потому, что в Молдавии юмор и смех органически слит с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. День 1 апреля, тем самым, в народе не может быть обделен вниманием и не обходится без смеха, розыгрышей и подшучиваний. Молдавию, которая многие века входила в состав Румынии и была ее провинцией, еще в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное - радушным весельем. Молдавия также изобилует народными юмористическими персонажами и рассказами, почти что не имеющих аналогов у других народов. В отличие от Румынии, в которой встречаются тождественные, казалось бы, персонажи, такие как Пэкалэ и Тындалэ, в Молдавии они отличаются от «румынских» своих аналогов тем, что Пэкалэ олицетворяет собой, скорее всего, молдаванина, а Тындалэ - румына. Они так же высмеивают чаще всего самих себя, но их юмор и ирония в молдавской интерпретации более глубока и содержательна. Молдавскому народу, так же как и румынскому, не чужды любые формы юмора, а также все то, что дает возможность блеснуть умом - анекдот, ироническая шутка, каламбур, баловство, ирония или тонкое издевательство, надувательство, все комическое, что может вызвать улыбку и здоровый смех. Все это составляет огромное семейство Юмора. Надо только отметить тот факт, что в Молдавии каламбур и словесные игры имеют более выраженный и тонкий характер, а заложенный в игру слов смысл становится, чаще всего, непонятным румынам, и вовсе не из-за языковых преград, а по той причине, что им становится недоступной та форма юмора, которая натуральна у молдаван. В молдавском юморе тоже особое место занимает такое народное явление, как краткие юмористические рассказы, называемые сноава. Устный народный юмор имеет глубокие корни и он выкристаллизовался за многие века в особый жанр, присутствие которого в Молдавии можно не только ощущать на каждом шагу, но без которого представить себе молдаванина просто невозможно. Словари говорят, что сноава - это повествование в прозе, имеющее анекдотический характер, в котором эпическое переплетается с сатирическим, она может быть народной или культовой, маленького размера. По форме она ближе скорее к поговоркам, чем к анекдотам, которые, в отличие от Румынии в Молдавии пользуются популярностью. Хорошая сноава - это как философия, как сладкий плод, взращенный народом и сохраненный в веках, вкусно пахнущий и насыщающий настолько, что может утолять голод всю жизнь. Народ может высмеивать в сноаве самого себя, попа, боярина, цыгана или еврея, св. Петра, сельских девушек или парней, вообще всех, кто попадается на глаза. Но смех этот лишен злобы и сарказма, скорее всего - это смех ради самого смеха, ради того, чтобы повеселиться. Сноава возникает потому, что в поведении высмеиваемых персонажей отражаются вредные человеческие привычки, несчастья и злоба, которые нельзя замалчивать. В Молдавии отсутствуют характерные для румынского юмора особенности, ввиду разности темпераментов и характеров, а также ввиду отсутствия многих явлений, - таких, к примеру, как территориальные особенности. Чем отличаются молдавские формы юмора от румынских, так это, прежде всего, тем, что в Румынии преобладает, скорее всего меланхолический темперамент, а в Молдавии все, и шутки в том числе, более активные и задорные, более живые и жизнеутверждающие. В шутках и юморе Молдавии самым главным является преобладание позитивного начала, а повествования заканчиваются почти всегда каким-либо действием. Слушая же тождественные, казалось бы, рассказы в румынской интерпретации, часто ловишь себя на мысли о том, что рассказ остается как будто бы неоконченным, остановившись на назидательной ноте, так и не перешедшей в действие. Молдавская шутка и высмеивание всегда заканчивается тем, что высмеянного не оставляют «в дураках», а призывают присоединиться к шутке и как бы посмеяться над собой, имея в виду тот факт, что каждый может оказаться в смешном положении. В румынской шутке этот момент отсутствует. О других особенностях национального юмора Молдавии нужно говорить отдельно. Хочется закончить рассказ ремаркой о том, что в Молдавии шутка, юмор, ирония и сарказм являются органически впаянными в характер народа. Но самое главное - это то, что народ Молдавии в меньшей мере обидчив и шутку чаще всего воспринимают здраво и с улыбкой на лице. А вот молдавское умение посмеяться над самим собой хорошо прослеживается в этой версии небольшого рассказа о Пэкалэ: Услышал Пэкалэ среди ночи шуршание воров у себя в комнате. Проснулся и в темноте спрашивает: - Эй, кто это там? - Молчи, это воры, пришли забрать у тебя твои богатства. - Что же вы, глупцы, пришли искать у меня ночью то, что я не могу найти у себя даже днем? Смотреть другие праздники Молдовы |